В один из тёплых сентябрьских дней мне послышались до боли
знакомые звуки тяжёлой техники. На какое-то мгновение показалось, что я на
армейских учениях, вновь командир отдельной
автороты в ракетных войсках, и те звуки – от военной техники. Не скрою,
молодость и офицерские погоны делают воспоминания приятными. Были крепкая
армейская дружба, боевое братство, взаимопомощь, совместные неприятности и
радость от успехов на учениях.
Все эти «армейские» мысли промелькнули за секунды, пока
выходил во двор своей пятиэтажки. А там увидел КамАЗ-самосвал, несколько
тракторов, а среди них возвышался погрузчик незнакомой мне марки. Похоже, во
дворе домов №№ 105 и 107 по улице Кривозубова замышлялась грандиозная стройка.
Вспомнил, что о ней наша газета уже сообщала в заметке «Будет дворик любимым»
27 сентября. Вот она и началась…
Несколько дней я наблюдал за работой строителей. Особенно за
работой погрузчика. Узнал, что он китайского производства. Красиво и эффективно
работал машинист: разравнивал большие
кучи земли, на большой скорости, но ловко и точно перемещал их на немалые расстояния.
Не вытерпел, попросил у бригадира разрешения забраться в
кабину «китайца». Познакомился с хозяином – машинистом погрузчика Валентином
Павловичем Буровым. Как-то незаметно перешли на «ты». Шучу:
– Бери, Палыч, меня в свой экипаж! Буду у тебя «старшим
машины», как в войсках. Эх и хорошая должность была у меня в Советской армии!
– Те времена давно прошли, мы лодырей не держим, - так же
шутливо ответил машинист.
Поняв, что я скучаю по армии, Валентин Павлович совсем доверился
мне. И разрешил побыть в кабине во время работы. Вот задним ходом к ковшу
погрузчика подъехал 10-тонный КАМАЗ. Действия машиниста и водителя были
отработаны до автоматизма. В ковш, лежавший на земле, водитель самосвала
высыпал ровно пять тонн (одна кучка) и отъехал. Палыч нажал на один из многочисленных
рычажков, и ковш поднялся до нужной высоты. Затем включил передачу, и мы
поехали по дороге к месту асфальтирования тротуаров. Через стекло я вёл «огонь»
из фотоаппарата. Мужики-работнички, узнав меня, приветствовали взмахами рук и
лопат…
Наконец, выдалось свободное время, и я вынудил Валентина
Павловича рассказать о себе.
Родился он в 1958 году в посёлке Арти в семье тракториста и
воспитательницы детского сада. Мама Мария Павловна - добрая и трудолюбивая
женщина, недавно отметила своё 80-летие. Отец привил сыну любовь к технике,
Валентин часто помогал ему в починке трактора. Началось, как обычно для
пацанят, с команды отца: «Подай-ка ключ на 22», а закончилось умением полностью
разобрать и собрать агрегаты железного «коня».
Окончив Артинскую школу, он летом 1975 года поступил в
Красноуфимское СПТУ-115, выучился на «водителя-машиниста» и… в армию. Два года отслужил стрелком на
Дальнем Востоке. Вернувшись домой, получил в Артинской «Сельхозтехнике»
старенький трактор. Разобрал и собрал его, как учил отец, кое-где поставил новые
запчасти - и пошла работа! В 1980 году женился, народились два сына, а теперь
уже и внук растёт.
Сейчас за плечами Валентина Павловича 37 лет водительского
стажа. Много техники состарилось и ушло на металлолом. На этом погрузчике
СДМ-855 с ковшом на пять тонн он работает четыре года. Технику хвалит.
- А разве в нашей стране нельзя такую технику выпускать? –
спросил его я. - Ведь стыдно смотреть: вон у вас асфальтопогрузчик немецкий, а
трактор - канадский. Прямо как в годы гражданской войны, когда наши красноармейцы
пели частушки о белой армии: «Мундир - английский, правитель - омский, табак -
французский, а сам я - русский». Вот и наша техника сплошь становится
иностранной.
- Чего ты хочешь, – ответил Буров, – зарубежью выгодно
устранить российских конкурентов, а наши чиновники – «бедные», им очень кушать
хочется, вот они за эту технику и распродают Матушку-Россию.
Бригадир дорожников, молодой специалист Михаил Иванович
Омельков, произвёл на меня впечатление человека скромного и работящего. О
машинисте Бурове он отозвался так: «Валентина Павловича в коллективе все
уважают. Человек он непьющий, хозяйственный, хороший семьянин. Его отличают
скромность и трудолюбие, он влюблён в свою «боевую» машину. Заботится о ней,
лелеет, словно малое дитя. А ещё он очень добрый и безотказный. Коллектив,
работа, семья у него на первых местах. Жаль, всё меньше остаётся таких людей,
которые служат не только примером отношения к делу, но и маяками высокой
духовности и нравственности».
Спасибо коллективу артинцев, которые добросовестно строят
наши дороги, обустраивают ачитские дворы! Поздравляем всех работников бригады
М.И. Омелькова с наступающим Днём работников дорожного строительства и желаем
им здоровья, счастья и новых заказчиков!
Владимир ПОДГАЙНЫЙ
Фото автора
|