Рита, скромный по натуре человек, не сразу разговорилась о своей
профессии: «Я не космонавт, что обо мне писать?». Но несколько часов,
проведенных в семейном кругу, в беседах
с подругами, на прудах в Нижнем и Верхнем Арие, где выяснилось, что Рита, как и
родители, прекрасно плавает, позволили
нам все же провести интервью в нужном направлении – о романтике «воздушной»
работы.
- Рита, как ты стала
стюардессой?
- По стечению обстоятельств.
После окончания агроколледжа я работала бухгалтером в Екатеринбурге. Поступила
заочно в ВУЗ. Родственники позвали меня жить в Сургут, откуда, кстати, родом
мой муж. Приехала. Надо было устраиваться на работу. Случайно увидела объявление
в местной газете: "Конкурс бортпроводников для авиакомпании «ЮТэйр»".
Подумала: "Интересно, наверное, быть стюардессой ... ". Родственники
одобрили: "Попробуй!" И я заполнила анкету.
- Все так просто?
- Так поначалу показалось. А через
несколько дней звонок: приглашаетесь на отборочный тур. Причем, прийти надо
было в деловом костюме. Вообще, я не верила, что пройду по конкурсу.
- Волноваться были основания?
- О, да! Я не ожидала увидеть
столько народу. Пришло около 300 человек: красивые, высокие девушки и парни. По
условиям отбора рост должен быть не менее 164 сантиметров. На
комиссию запускали по 10 человек.
- Что от конкурсантов требовалось, кроме внешности?
- Надо было рассказать автобиографию,
какие-либо стихи, пройтись по подиуму. Ещё меня спросили, почему уволилась с
прежней работы. Ответила, что по семейным обстоятельствам.
- Интересно: из трехсот претендентов сколько оказалось везунчиков?
- Выбрали только 45. Кстати,
правильно моя специальность называется бортпроводник. Но, чтобы им стать, надо
было пройти еще и второй, не менее важный отбор, - медкомиссию.
- Наверное, вас как космонавтов проверяли?
- Почти. Слух, зрение,
вестибулярный аппарат... Крутили на центрифуге. Ещё отсеяли - нас осталось 20
человек! Я была безумно рада, что оказалась в этой двадцатке.
- И начались у тебя романтические будни? Красивая форма, огни аэропорта,
взлет под облака...
- Ну, романтикой поначалу и не пахло
– когда училась в Тюмени. Тяжеловато было, пришлось английский язык с азов изучать
(в школе был немецкий). Потом почти три месяцев шла стажировка. Нас учили
летать... на земле. И только после всего этого, в 2003 году я поднялась в небо
в качестве бортпроводника, рейсом в Москву…
- Не страшно летать?
Ведь всякие ситуации в полётах бывают.
- Поначалу волновалась, конечно. Выросла ведь в деревне, никуда не летала. А тут такое!.. У
меня мечта была: звёзды увидеть. О-о! Теперь привыкла, летаю уже около десяти
лет, в основном в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи…
- А за границу?
- Была, конечно… В Душанбе, Бишкеке, других столицах
ближнего зарубежья.
- Какой самый сложный
рейс для тебя был?
- К примеру, однажды только взлетели, ударила молния.
Пассажиры перепугались и ко мне: "Что такое? Взрыв?" И все смотрят,
как я себя поведу... Приходится держать себя в руках в любых экстремальных ситуациях.
Мы должны следить за самочувствием пассажиров, оказывать им первую помощь.
- Дисциплина в авиакомпании
приравнивается к военной. Тебя, женщину, это не тяготит?
- Нелегко, конечно, но работа-то интересная! Коллеги
молодые, энергичные. После бухгалтерии, где был "бабский"
шушукающийся коллектив, - не сравнишь! Каждый рейс - разные впечатления,
встречи.
- Кстати, о
встречах... Наверняка были интересные моменты?
- Да, пассажиры
разные, у некоторых "пальцы веером", ведут себя с нами как с
официантками, бывает, и посуду после обеда не ставят в специальный поднос. Но
мы не уборщики, и вежливо, с улыбкой, говорим об этом.
- А известные артисты
как себя ведут?
- "Звезды", в общем-то, просты в общении. Видела я
некоторых, например, певицу Ирину Аллегрову, молодежную группу "Фактор-2",
артистов, снимавшихся в сериале "Убойная сила". Весь полёт до Москвы
они прикалывались. Продюсеры, режиссеры
разные летают. Игорь Николаев с нами общался и фотографировался. У меня его
автограф остался.
- У бортпроводников
есть наверняка льготы?
- Есть, например, ранний выход на пенсию – в 45 лет. Нам в
месяц надо налетать 77 часов. Работала прежде на ТУ-154, сейчас на «Боингах»,
старшей в бригаде. Напряжение в работе сильнейшее, и многое зависит от здоровья.
Если даже у меня выходной, планировать ничего нельзя, так как могут в любой
момент вызвать: "Летите таким-то рейсом!" И, может быть, сразу на
неделю, как было однажды в новогоднюю
ночь.
- Еще вопрос, Рита: как
восприняли в твоем селе, что их землячка стала стюардессой?
- По-разному, как ни странно. Но в основном поздравляли.
Одноклассника встретила, тот даже не поверил, что я стюардесса. "Что ты гонишь?»
- сказал.
- Тебя это
расстраивает?
- Нет. Все это мелочи. Я рада, что у меня такая интересная
профессия, хороший коллектив, и без неба я себе жизни уже не представляю.
- Значит, исполнились
твои мечты?
- Можно сказать так. Правда, есть желание побыть за
штурвалом командира экипажа. В кабине у пилотов так интересно! Но нельзя. Еще
хотелось бы прыгнуть с парашютом. Но, главное, считаю, чтобы всё было нормально
на земле: у мужа, наших маленьких дочки и сына, у родителей, которые сейчас
тоже живут в Сургуте, а также у младшего
брата-студента и у старшей сестры, работающей
в банке. Когда удаётся всем собраться,
например, летом в родном Нижнем Арие, так хорошо бывает!
Интервью взяли Раиса
МЕЗЕНЦЕВА, Виталий ПОНОМАРЕВ
|